Дихроик - что это такое и почему он так дорого стоит
Представьте: жаркое лето, журчит ручей, вьются бабочки, жучки, мошки… (Чуть не написала «комары» - но о них даже думать не хочу!) Вот присела на травинку стрекоза, прозрачные крылышки.. Вы, прищурившись, лениво наблюдаете за красавицей… Но что это? Только что крылышки, казавшиеся прозрачными, под другим углом вдруг вспыхнули всеми цветами радуги! Так смотрела бы и смотрела, глаз не оторвать.. А вот майский жук деловито устроился в чашечке цветка. Вы продолжаете наблюдать – и, как награда за терпение, - видите маленькое чудо: его крылья, казавшиеся вам черными, на солнышке заиграли сине-зеленым цветом, причем вам трудно будет определить сразу, какого именно цвета там больше – синего, или все же зеленого? Под разными углами обзора вам будет казаться, что крылья разноцветные.
Вы спросите: а при чем тут дихроик?!
А я отвечу вам: и стрекоза, и майский жук – наиболее распространенные в нашей средней полосе примеры дихроика в природе. В переводе с греческого «ди» - «два», «хроз» -«цвет, цветность», вместе получается «два цвета». Именно это изменение цвета мы и наблюдаем, глядя на жучиные (или стрекозиные) крылышки, нам кажется, что они переливаются, мерцают.
Дело в том, что дихроизм – это оптическое явление. Есть вещества и материалы, способные делить световой поток на две и более части, отражая волны одной длины, а пропуская другой. Внешне это выглядит как изменение цвета при рассмотрении под разными углами зрения. Именно этот принцип и применялся при разработке дихроического стекла.
Первоначально уникальное нанопокрытие для оптического стекла было разработано в начале 1990-х для НАСА (национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства). Дихроические фильтры, призмы, зеркала широко применяются в военной и авиакосмической промышленности.
Принцип напыления попытаюсь описать простыми словами, для "чайников". Итак, берется - вакуумная камера – 1шт; - инертный газ (креон или аргон) – 1 куб м - металлическая пластина – 1 шт - стекло жаропрочное – 1 шт В вакуумную камеру помещают остальные ингредиенты. Создают магнитное поле. В магнитном поле ионы инертных газов (до того, как нетрудно догадаться по их названию, пребывавшие в «спящем» состоянии) разгоняются, начинают носиться с сумасшедшей скоростью, ударяясь обо все, что попадется на их хаотичном пути. А на пути они встречают то, что мы уже поместили в камеру – пластину металла! И вот, со всего маха ударяясь об нее, эти ионы выбивают из нее атомы. Те, в свою очередь, начинают разлетаться во все стороны, и конечно, не минуют размещенное в той же вакуумной камере стекло. Только не надо забывать, что все процессы, происходящие в нашей вакуумной камере, имеют приставку «нано» - то есть, все происходит на атомарном уровне. В результате на одном стекле может быть до нескольких сотен (!) слоев оксидов или нитридов драгоценных и полудрагоценных металлов. Используют соединения алюминия, хрома, кремния, циркония, магния, титана, золота, серебра. Толщина многослойного покрытия на них - не более длины волны света, но эта драгоценное покрытие очень прочное, не разрушается даже при высоких температурах.
Ну, а от последовательности наносимых оксидов металлов и количества таких слоев напыления зависит результат: цвет, его изменение под разными углами, яркость.
Нанослои прозрачны, они не окрашивают стекло в различные цвета, как вы могли бы подумать. Нет, эти слои лишь играют роль фильтра, пропуская лучи света с определенной длиной волны через стекло или не пропуская, и тогда лучи отражаются от стекла, создавая различные цветовые эффекты. Каждое напыление уникально и неповторимо.
Но самое интересное начинается тогда, когда, сочетая различные кусочки стекла, художник по стеклу запекает их в муффельной печи. То же самое стеклышко, которое до запекания смотрелось сине-зеленым, после высокотемпературной обработки (а температура в печи может достигать 900 град!) станет… желтым! Или лимонным, тоже с отливом в зеленый… В общем, работа с дихроичным стеклом требует навыков и внимания.
Как вы уже поняли из описания процесса, дома, «на коленке» такое стекло не создать. Оборудование для его производства используется дорогостоящее, материалы тоже недешевы. Но результат оправдывает все средства и усилия по его созданию.
Меня часто спрашивают: «А как правильно называется это стекло?» Действительно, можно встретить названия «дихроическое стекло», «дихроичное стекло», просто «дихроик».
Дело в том, что термин dichroic glass – а именно он использовался в английском языке для обозначения таких светофильтров – переводится именно как «дихроичное стекло», это, так сказать, технический перевод. Но мастера по стеклу сократили название до «дихроика» (что делать, идем по пути минимализма).
Однако, столкнувшись с непониманием клиентов (ведь вы тоже не знали, что такое дихроик, иначе не читали бы мою статью), стали использовать при описании своих работ термин «дихроическое стекло» - это как-то понятнее звучит, согласитесь! (В смысле, хоть понятно, что это стекло, а не неведома зверушка).
В настоящее время все три варианта верны, так что теперь, надеюсь, и для вас не составляет тайны ни происхождение, ни описание свойств, ни название.