Статьи

История возникновения витража

Витраж – это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого прозрачного материала в окне, двери, в виде самостоятельного панно. По сути, витраж — это мозаика: кусочки цветного стекла разнообразных форм и фактур, соединенные различными способами, которые создают изумительные композиции.
Кто бывал в готических соборах, тот наверняка замирал от восторга при виде витражных окон. Цветное стекло, переливаясь всеми цветами радуги, играет в лучах солнечного света, поражая воображения многих поколений.

Слово Витра́ж произошло от фр. vitrage — остекление и от лат. vitrum — стекло. Первое стекло (непрозрачное, почти черное) родила сама природа: оно образовалось из раскаленной лавы, вырвавшейся на поверхность земли миллионы лет назад. Такое вулканическое стекло назвали обсидианом. В каменном веке обсидиан использовался для обработки режущих инструментов. Позднее (55 веков назад) человек научился изготавливать стекло сам.

Римский географ Плиний Старший придерживался версии о случайном открытии стекла финикийскими матросами. «Однажды, — рассказывает Плиний, — финикийский торговый корабль, застигнутый сильной бурей, вынужден был бросить якорь в небольшой бухте. Усталые и озябшие моряки вышли на берег. Они стали искать, где бы развести костер, чтобы сварить себе похлебку и согреться. Берег был песчаный, и нигде не видно было камней, на которые можно было бы поставить котел. Тогда одному из моряков пришло в голову: нельзя ли вытащить из трюма корабля глыбы соды, которую везли на продажу, и на эти глыбы поставить котел?»

Соду в те времена, как и сейчас, применяли при стирке белья. Кроме того, она нужна была суконщикам для смягчения шерсти, а египетским жрецам — для бальзамирования трупов.

Так вот, на эти-то содовые глыбы и поставили финикийские моряки котел с водой. Костер получился на редкость удачный. Моряки сытно поели и легли спать. Утром, собираясь в путь, один из них разбросал тлеющие остатки костра. Вдруг он заметил в золе какие-то блестящие кусочки. Они не были похожи ни на дерево, ни на металл, ни на глину, ни на камень. Таких странных светлых кусочков не видел до тех пор ни один финикиянин.
Это новое загадочное вещество — по утверждению Плиния — и было стеклом: сплавом берегового песка с содой.

Легенда красивая, но опытным путем ученые доказали, что к реальности это не имеет отношения. Так как температура даже самого большого костра редко превышает 700-800 градусов, а температура, при которой песок и сода образовывают стекло, должна быть не меньше 1400 градусов. К тому же на побережье, где по легенде был изготовлен первый стеклянный шарик, постоянно дует ветер, который также охлаждает огонь, что делает невозможным получение стекла таким способом.

Археологи называют родиной искусственного стекла Месопотамию и Древний Египет.
Вполне может быть, что история стеклянных бусин началась в древнем Египте, где гончары стали перед обжигом покрывать глиняную посуду смесью песка и соды (впоследствии стали прибавлять еще известь). Огонь расплавлял смесь, она растекалась по стенкам посуды, покрывая ее тонкой, блестящей корочкой, которую мы называем глазурью. Но, собственно говоря, мы могли бы ее называть и стеклом: по своему составу одно от другого ничем не отличается.

Самыми известными и одними из самых древних изделий из стекла считаются бусы царицы Хатшепсут. Когда вскрыли ее гробницу, то на шее царственной мумии обнаружили ожерелье из зеленовато-черных блестящих стекляшек. Бусины были крупные, неровные. На каждой из них можно было разобрать вырезанную иероглифами надпись - имя царицы. Этот маленький невзрачный кусочек стекла был сделан 3400 лет тому назад. Казалось, что это самое древнее стеклянное украшение, но в середине ХХ века в одной из могил недалеко от Фив нашли стеклянную бусину зеленоватого цвета, похожую по форме на каплю, возрастом 5500 лет. Эту бусинку принято считать самой древней.

Использование фрагментов цветного стекла, соединенных между собой в витражи, относится к первым векам нашей эры: наиболее древние фрагменты таких витражей хранятся в Равенне и восходят к VI веку н.э.

Но более широкое распространение витраж получил во времена Древнего Рима и в ранне-христианский период.

В Европе классический художественный витраж впервые появился в Х веке в Германии, а широкое распространение декорирования оконных стекол живописью началось во второй с четверти ХI века.

Со временем витражи начали широко использовать при отделке не только храмов, но и домов, особняков, замков и резиденций. Особое распространение получили витражи с крупными изображениями фигур, помещаемыми в узкие вертикальные окна готических церквей, а также круглые витражные розы на фасадах зданий. Все эти витражи имели религиозные содержания и составляли целые ансамбли, гармонирующие с архитектурой средневекового собора.


Самыми старыми и сохранившимися по-прежнему на своем месте считаются витражи в соборе Аугсбурга (Бавария, Германия). Они украшают окна этого собора с 1065 года.




В XVI веке с увеличением палитры красок художники получили возможность писать на бесцветном стекле, как на полотне. В Италии искусство витража завоевало популярность позже, но итальянские витражи прославились тем, что они создавались художниками, а не стеклоделами, как это было принято в Северной Европе. Самый яркий пример Итальянской школы витража находится в базилике города Ассиза. За этим блестящим периодом последовал медленный закат искусства витража.

Свежей питательной средой для возрождения витражного искусства стал модерн (сецессия, ар-нуво, ар-деко, либерти) в ХIX веке. Витражи в стиле модерна потеряли свою угловатость, линия рисунка стала плавной. Художники эпохи модерна черпали своё вдохновение в восточных сюжетах, где капризная волна изгиба проходит сквозь всю работу единой линией. Изящные восточные растения, такие, как лилии, ирисы, нежные орхидеи, становятся постоянными персонажами витражей. Модерн обогатил витраж своей изящностью, так называемая «линия удара бича» стала повсеместной в витражном искусстве.

Своеобразна история развития витража на Руси. Археологи доказали, что на Руси оконное стекло применялось уже в Х веке и что уже в XII—XIII веках, в период расцвета Киевского государства, производство стеклянных изделий приняло значительные масштабы: при раскопках в церквах были найдены мозаичные полы и картины, в домах горожан — стеклянные окна, украшения, посуда, игрушки для детей. Стеклянные изделия и, особенно, эмали киевские мастера делали лучше, чем их современники в Западной Европе.Из летописи известно, что церковь Иоанна Златоуста в Холме (XIII век) была украшена витражами из цветного и расписного стекла.

Со второй половины XIX века витражи стали служить украшением уже существующих зданий, таких, как Академия художеств, Оружейная палата — характерное явление в период господства эклектики. И только достижения в строительстве в конце XIX – начале ХХ веков смогли изменить отношение архитекторов и дизайнеров к витражному искусству.
Изменения коснулись и терминологии. Если в эпоху романтизма полихромное декоративное остекление называли в России «транспарантной (прозрачной) живописью»,  в конце XIX в. - «узорным стеклом», а с 1900-х гг. - так же, как и ныне - термином «витраж».

Сегодня витраж переживает второе рождение, обретает новое звучание и способен преобразить внутреннее пространство помещения, внести в дом яркие краски и даже подчинить себе весь дизайн, окружающий его. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката, сверкающих вечерних огней и даже от искусственного освещения. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшей перспективе роль витражей в дизайне интерьеров и архитектуре будет возрастать. Не исключено, что витраж станет отражением высокого статуса, вкуса и стиля его авторов, ценителей и владельцев.