Итак, что за зверь такой – «фьюзинг»?
Наименование техники произошло от английского fusing (нагрев, плавление, спекание) и отражает суть процесса. Под воздействием высоких температур несколько стеклянных элементов способны прочно соединиться между собой в необычную разноцветную композицию. Подобные украшения были известны древним египтянам еще в I веке до нашей эры. Но на протяжении многих лет такой способ изготовления почти не использовался в витражном искусстве.
Технология берёт своё начало в 1990 году. Первый фьюзинговый витраж был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение.
Основой витража служит стеклянный лист, он является своеобразным «живописным холстом», на котором художник-витражист «пишет» при помощи высокотемпературной печи и кусочков специального стекла для фьюзинга своё произведение. Термическая обработка стекла в печи позволяет создать художественное стекло с оригинальной фактурой и очень широкой цветовой гаммой. Изображение на витраже можно сделать объемным и выпуклым или оставить отдельные участки его плоскими, контуры рисунка воздушны и прозрачны, как у акварели. Имеется возможность создавать желаемую толщину и рельеф витража. Преимущества фьюзинга особенно проявляются при создании абстрактного или «акварельного» рисунка. Стеклянная эмаль на прозрачной, пропускающей сквозь себя свет, основе придает древней технике эмалирования ранее не виданную чистоту, и яркость красок, ажурность графики. Стеклянная основа позволяет получить иллюзию перспективы, объем и глубину, отсутствующий у работ на металлической пластине-основе. Произведение из эмали превращается в настоящую «картину из стекла».
Фьюзинг имеет ряд преимуществ перед более старыми технологиями изготовления витражей, таких как тиффани, а именно:
• позволяет делать витраж многослойным
• на витраж не влияет вода, так как нет швов между элементами стекла
• витраж может быть рельефным
• использование высокотемпературной обработки стекла позволяет создавать художественное стекло, неподверженное старению и изменению цвета, с уникальной фактурой и широчайшей цветовой гаммой. Можно сделать рисунок объёмным и выпуклым, а также добиться обратного, - сделать его почти плоским. В результате появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия.
Однако, фьюзинг не позволяет получить чётких контуров изображения: цвета наплывают друг на друга, создавая эффект, напоминающий акварель. Если вам по душе четкие контуры – повнимательнее присмотритесь к витражам в технике тиффани.